Учитель -логопед советует

03.10.2022

Яковлева Наталья Михайловна - учитель-логопед, высшее образование, высшая квалификационная категория, стаж педагогической работы более 30 лет.  

График работы:

Вторник 14.00-18.00

Среда 09.00-13.00

Пятница 14.00-18.00

                                          


СПРОСИТЕ ЛОГОПЕДА

04.10.2022

На вопросы родителей отвечает логопед.

- Когда дети должны начинать говорить?

- Все дети разные. Но в год, конечно, должны. Должны говорить, хотя бы, как мы их называем, первые звукоподражательные слова. К 1,5-2 годам у ребенка должно быть бурное накопление речи.

 

- Когда можно начинать заниматься с логопедом?

- Индивидуальные занятия по постановке звуков надо начинать с 3,5 – 4 лет, заинтересовав ребенка в игре. В этом возрасте у ребенка уже появляется мотивация на восприятие учебного процесса.

Впервые показаться логопеду можно и в 1,5 года. Если есть какое-либо отклонение от нормы речевого развития, то это уже и в полтора года будет видно. Если у вашего малыша развитие речи идет в норме – есть гуление, лепет, появляются первые слова, фразы – не переживайте и не беспокойтесь до 3,5-4 лет. Если вас что-нибудь настораживает, то обратитесь к специалисту раньше.

 

- С чем может быть связана задержка речевого развития и как это корректируется?

 

- Это может быть течение беременности, которое, опять же, может быть связана с экологией. Физиология речевого аппарата ребенка. И, конечно, большое значение имеет неврология. Мы работаем в паре с неврологом. Невролог назначает медикаментозное лечение, параллельно с которым мы активно занимаемся.


Хочу такой сайт

- Если у кого-то из членов семьи неправильное произношение, скажется ли это на произношении ребенка? Влияет ли  на это неправильная речь, которую ребенок слышит в детском саду?


 - Что касается родителей, если это какие-то индивидуальные, физиологические особенности мамы или папы, то эти дефекты могут сохраниться и у ребенка, и вследствии этого он получит неправильное произношение.

В этом отношении сразу хочется дать небольшой совет родителям: никогда не «сюсюкайте» со своим ребенком. Если вы будете разговаривать с ним на искаженном языке, у него будет такое же искаженное восприятие, и вполне возможно, что он начнет так же отвечать вам. Говорите с ребенком, как со взрослым человеком: четко, понятно (свою любовь можно выразить в интонации) – соответственно, у него будет формироваться правильное восприятие речи.

Однако дефекты речи родителей не всегда проявляются у детей. Ребенок – это другая личность, и у него может быть все по-другому. Если говорить о детском садике – там ребенок слышит, как разговаривают его сверстники, подражает им и, придя домой, может начать говорить точно так же. Очень часто такое бывает с заиканием. В этом случае надо поправлять ребенка, поговорить с ним, сказать: «Давай мы с тобой будем говорить правильно, красиво». Или может быть так: «Научи мальчика или девочку в садике говорить правильно». И обязательно родителям в этом случае надо говорить с воспитателем, выяснить этот фактор и, если что, обязательно обратиться к логопеду.


- Как можно самостоятельно заниматься дома, изо дня в день?


- Во-первых, всегда разговаривайте со своим ребенком. Что бы он ни сделал, что бы он не взял, чтобы вы ни делали вместе – всегда объясняйте и рассказывайте ему. «Что это? – Ложечка.- Что из ложечки делают? – Кушают. – А что еще из ложечки можно делать? – Пить.» Вот уже два глагола ребенок услышал и запомнил. Во-вторых, обязательно дома нужно делать элементарную пальчиковую гимнастику: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали». Сейчас очень много книг и пособий по этому вопросу. Поиграть пальчиками, походить по столу. Можно, например, маме во время тех же мультфильмов взять ручку ребенка и сделать массаж. В-третьих, сейчас у нас в магазинах множество материалов для детских поделок – глина, пластилин, краски. Лепите, рисуйте – это всё развитие мелкой моторики и речи. И, конечно, артикуляционная гимнастика. Она поможет ребенку в дальнейшем освоить все звуки.


 - «Р», «Л», «Ш», «Ж» - почему эти звуки такие трудные для малышей? Почему одни дети правильно произносят эти звуки, а другим требуется помощь?


- Эти звуки сложны по своей артикуляции, то есть они тяжело произносятся. Ребенку сложно, да и непонятно, как можно завернуть язычок «чашечкой», куда-то вверх поднять и тому подобное. Кроме того, дети смешивают эти звуки друг с другом, не различают их.

Причин же может быть много. Это может быть физиология. Допустим, какие-либо анатомические дефекты речевого аппарата, та же короткая уздечка или особое строение зубов (очень редкие зубки), или же нарушения прикуса, так же это может быть вызвано особенностью строения языка. Усугубляют проблемы психологические и неврологические особенности ребенка, да и наша современная экология, в которой сейчас протекает беременность. Из-за этих особенностей и причин у одних детей формируется правильное произношение, а у других – нет.

- Чья роль в процессе закрепления звуков больше – логопеда или родителей? Чем может помочь логопед, например, в школьном возрасте?

- Многие родители снимают с себя всю работу – они отдали ребенка на занятие, где ему должны все поставить, и все должно быть хорошо. Это неправильно. Этого не должно быть. Чем чаще и упорнее вы будете заниматься дома и закреплять пройденный на занятии с логопедом материал, тем скорее и лучше пройдет процесс автоматизации.

 Нарушение звукопроизношения, несформированность фонематических процессов ведет за собой проблемы в школе: дисграфию, дислексию (это нарушение письма, нарушение чтения). Как следствие наступает нарушение почерка. Конечно же, логопеды бывают  не только в саду, но и в школе. Со школьниками логопеды читают, пишут, закрепляют материал. Больше работают над темпом чтения, динамическими паузами, ритмом речи, четкостью речи (скажем в начале предложения голос повышается, а к концу – понижается) – то есть работают уже над построением речи. И, конечно, занимаются совершенствованием и развитием психических процессов – памяти, внимания.

                 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».