Развивающая
предметно - пространственная среда является одним из элементов пространства
детской реализации (ПДР). Главная задача педагога при организации развивающей
предметной среды состоит в создании детям возможности выбора занятий по своим
интересам, проявления самостоятельности и инициативы, в обеспечении условий для
самореализации через различные виды детских деятельностей (рисование, конструирование, проекты и пр.).
Развивающая
предметно-пространственная среда (РППС) обеспечивает максимальную реализацию
образовательного потенциала пространства ДОУ и участка, материалов,
оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии
с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,
возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного
возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для
уединения.
РППС должна обеспечивать:
реализацию образовательной программы; учет национально-культурных,
климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Развивающая среда МБДОУ д/с «Малышок» построена
на следующих принципах:
Насыщенность
среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство
оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами,
игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:
•
игровую, познавательную,
исследовательскую и творческую активность всех воспитанников,
экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и
водой);
•
двигательную активность, в том числе
развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
•
эмоциональное благополучие детей во
взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
•
возможность самовыражения детей.
Для
детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и
достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с
разными материалами.
Трансформируемость пространства дает возможность изменений
предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в
том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать
различные составляющих предметной среды:
детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том
числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры,
конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры,
игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.
Игровой
материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей.
Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм,
игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности. Все игровое оборудование расположено на стеллажах, столах и
открытых полках. В свободном доступе для детей.
Исправность и сохранность материалов
и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие
всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.