18.05.2020
19.05.2020
В разгар проблем с
коронавирусом (COVID-19) и тотального закрытия школ и детских садов можно
представить себе, что вы сейчас чувствуете и какие проблемы
испытываете.
Стресс.
Растерянность. Страх.
Но когда мир, кажется,
останавливается, замирает экономика, общественная жизнь, обучение продолжается.
Безусловно, каждый из вас вынужден задавать такие
вопросы, как:
- · Неужели мой ребенок отстанет от учёбы?
- · Как он будет учиться, пока школа закрыта?
- · Что я должен делать, чтобы помочь моему ребенку учиться дома?
КАК ПОМОЧЬ МОЕМУ РЕБЁНКУ УЧИТЬСЯ
ДОМА?
Ниже хочу порекомендовать вам
некоторые ресурсы для детей. Я отобрал, прежде всего, бесплатные и те, которые
не требуют вашего большого напряжения при организации домашнего обучения.
Конечно, не забывайте о здоровье ребёнка. Не давайте ему засиживаться перед
компьютером. Выделяйте для его занятий утреннее время.
ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ
ОНЛАЙН
Дидактическая игра — это
наиболее увлекательный процесс обучения. Многие из них хорошо продуманы,
содействуют познавательной активности детей. Детские развивающие онлайн
игры — это логичное продолжение, эволюция тех настольных игр, конструкторов и
других офф-лайновых игр, которые мы покупаем в магазинах и в которые привыкли
играть с детьми
Вам представлены
специализированные образовательные сайты и порталы, не требующие регистрации и
полностью бесплатные.
ИГРАЕМСЯ
Портал
развивающих игр для самых маленьких поможет научиться различать
цвета, формы, считать, сравнивать предметы. Развивающие и обучающие
онлайн игры для мальчиков и девочек, пазлы, раскраски, ребусы,
кроссворды, игры на логику и мышление, на внимание и память, математические игры,
азбука, игры разного уровня сложности. Рекомендуемое
время игры не более 30 минут в день.
ОБУЧАЮЩИЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Игры направлены на развитие
внимания, памяти, мышления. Постепенно, шаг за шагом, пробуйте интерактивные
упражнения различной сложности. Решая разные, простые и сложные
увлекательные задачки, дети изучат основные понятия, научатся логически
мыслить, разовьют наблюдательность и память. Доступны красочные детские игры, с
забавными персонажами, приятной музыкой и интересным сюжетом. Все
упражнения интуитивно понятны и озвучены авторами на русском языке.
ЛОГИКЛАЙК
Логические развивающие игры для
всех категорий детей. Интерактивные ребусы и головоломки, соты,
судоку, занимательные вопросы и многое другое.
МЕРСИБО
Интерактивные развивающие
игры для дошкольников и младших школьников высокого качества. Многие из них
бесплатны. Но всё равно требуется регистрация.
ОБУЧАЮЩИЕ
ЯНДЕКС.ИГРЫ
Это раздел Яндекс.Игр, где
много развивающих игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
19.05.2020
Самоизоляция вызывает два главных стресса: стресс страха перед будущим и стресс сегодняшнего дня, в частности, угроза болезни.
Родителям в современных условиях
приходится не только сохранять
собственное психологическое здоровье, но и поддерживать морально, психологически своих детей.Дети чувствуют
себя ответственными за беспокойство родителей, поэтому слишком сильная тревога
взрослых может их еще больше взволновать.
Закрытие школ и экстренный переход на дистанционное обучение школ сопряжены с очевидными проблемами, обусловленными главным образом недостаточным техническим оснащением (неготовность инфраструктуры массового дистанционного образования), дополнительной подготовкой педагогов к работе
в новых условиях. Эти и другие проблемы бросают вызов системе образования
в критической ситуации.
Одновременно, наряду с очевидными
вызовами и проблемами, новый формат обучения предоставляет широкий спектр
возможностей и перспектив для изменения и совершенствования образовательных
систем, для которых критическая ситуация создает форсированные условия.
Следует помнить: если мы не можем изменить ситуацию, давайте изменим отношение
к ней. Поэтому в поведении детей
необходимо, предупреждать нарастание негативных психических реакций и принимать
необходимые педагогические и иные меры для их своевременного преодоления.
Вам, уважаемые родители, нужно
начать с себя. Важно не «цепляться» за
прожитый день, не угнетать себя
размышлениями в духе «почему так
произошло», а учиться видеть позитивные стороны каждого дня. В повседневной
жизни каждый день фокусируйтесь на его положительных сторонах. Игры с домашними животными, солнечные зайчики
в квартире - повод улыбнуться. Обращайте на это внимание, делитесь своими
размышлениями с детьми, обсуждайте положительные моменты. Спросите, какие
эмоции ребёнок испытывает в настоящий момент. Поддерживайте желание ребёнка делиться своими мыслями и
размышлениями о событиях сегодняшнего дня,
выражать свои эмоции словами.
Прежде всего, нужно развеять мифы о
новой инфекции COVID-19и сформировать позитивные установки на её преодоление и
соблюдение принципов гигиены. Зачастую дети знают гораздо больше, чем мы
думаем. Начните с вопроса: «Что ты слышал нового о коронавирусе?» Внимательно
выслушайте, помогите восполнить необходимую информацию и ответьте на вопросы,
если вам их зададут.Иногда дети чувствуют себя ответственными за то, что не
зависит от них. Четкий план взрослых помогает понять, что родители справляются
с ситуацией и можно оставаться детьми. Говорите прямо и спокойно, расскажите,
что вы будете делать и как будет устроена жизнь вашей семьи в ближайшее время.
Ясность - лучшее лекарство от тревоги.Стоит обсудить, почему не вся информация
в Интернете правдива и как проверить ее надежность.
Контролируйте объем и качество
поступающей к вам информации: ее переизбыток способствует эскалации тревоги и
ухудшению общего состояния. Не читайте пересылку сообщений из мессенджеров, с
комментариями жителей из других стран, не пересылайте это членам семьи.
Социальная дистанция - мера
безопасности, из-за которой ребенок не может видеть большинство своих друзей и
родственников. Главный способ справиться - помочь детям научиться общаться с
близкими другими способами. Например, через видеосвязь, телефон или даже
бумажные письма, если другие способы недоступны. Это поможет не превратить
«дистанцирование» в «изоляцию» и поддерживать теплые отношения даже на расстоянии.
Подумайте вместе с ребенком, чем вы можете помочь окружающим. Отвезти продукты и лекарства старшим, посидеть с младшим детьми, пока взрослые работают, написать подробную инструкцию по гигиене для бабушки или соседей
в подъезде. Сострадайте, но не жалейте. Жалость обезоруживает нас: жалея человека, мы, как правило, ничем не можем ему помочь. А сострадание может быть разным,
в том числе деятельным.
Приучите своих детей мыслить позитивно.
Используйте социальные сети, чтобы фиксировать хорошие события каждого дня.
Каждый вечер составляйте список из 5–10 пунктов, что хорошего сегодня
случилось, что приятное вы увидели вокруг, что доставило вам радость и
удовольствие. Чем длиннее получится это список, тем лучше.
В условиях пандемии важны семейные
ритуалы и выполнение привычных вещей. Когда вы делаете вместе привычные вещи,
детям становится спокойнее. Страх неопределенности можно убрать через
осознанное, фиксированное расписание каждого дня.
Составляйте распорядки дня для детей, не допускайте отсутствия режима
у школьников. Режим дня должен предусматривать как активные, так и спокойные занятия. Создать и придерживаться расписания - прекрасный способ предотвратить ссоры. Необходимо обеспечить выброс лишней энергии: можно продумать подвижные игры и контролируемые бои в игровой форме (бои подушками). Учите детей взаимодействовать в команде: например, играйте в игры (настольные, карточные и т. п.): команда детей против команды родителей.
Ограничьте «время экрана» для
телевизора, мобильного телефона или компьютера, сделайте это вместе с ребенком.
В распорядок дня «включите» так
называемые «успокаивающие» вещи. Обращайтесь к ним периодически в течение дня.
К таким «успокаивающим вещам» можно отнести: любимую музыку; процесс
приготовления пищи (совместный), чтение книг (совместное, в том числе); горячая
ванна или душ; медитация. Если вы не
знаете, что именно успокаивает ребёнка, попробуйте разные способы и проверьте,
как они действуют.
Поддерживайте своего ребёнка,
обсуждайте и проговаривайте с ним переживаемые эмоции, отношение к нынешней
ситуации. Доброжелательное спокойствие членов семьи поможет придать ребенку
уверенность, стабилизирует ситуацию.
Обсудите с ребёнком, как будет
устроена ваша жизнь, пока длится карантин, что изменится, а что останется
прежним. Отдельный пункт -придумать интересные дела, которыми вы можете
заняться дома в это время. Приятные дела, совместный поиск новых занятий и
составление списка интересных идей - надежный способ преодоления беспокойства и
страха. Старайтесь строить (но не навязывать) перспективы будущего совместно с
ребенком. Попросите ребёнка прислушаться
к себе и своим ощущениям.
Не мотивируйте ребёнка далекими и
призрачными целями, непонятными для его возраста. Каждый родитель должен найти,
в чем заключается потенциал их детей. Пробуйте раскрыть его таланты с разных
сторон, давайте ему возможность проявить себя. Ищите в своих детях задатки к
какому-либо роду деятельности, показывайте на своем примере, что мы всю жизнь
учимся новому, что в жизни много всего интересного.
Делитесь своими переживаниями, мыслями,
рассказывайте честные истории из жизни, в том
числе, о преодолении вами и вашими знакомыми трудных жизненных ситуаций.
Обычный разговор по душам способен заставить ребенка поверить в свои силы.
Посочувствуйте, скажите, что вы понимаете, как ему сейчас трудно (если он
переживает, что не может посещать школу, кружки). Дети, которые чувствуют
поддержку и искреннее сочувствие родителей, справляются со стрессом лучше.
Не забывайте, что ни в коем случае нельзя бить, унижать, кричать на ребёнка, ведь раздражение от нынешнего момента рано или поздно уйдёт, а ваши отношения останутся. Согласно исследованиям Е. Н. Волковой, у большинства детей, живущих
в семьях, в которых применяются тяжелые физические, эмоциональные, и другие виды насилия, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. У них ухудшается память, процессы запоминания и сохранения затруднены, резко возрастает избирательность в запоминании. Внимание становится рассеянным, речь беднеет, появляется заикание.
Помогите детям снизить тревогу,
покажите им, что можно записывать свои
страхи и переживания. Попросите детей описать
подробно обо всем, чего именно боится ребёнок. Ребёнок может в
письменном виде задать себе вопрос: «Что
я могу сделать?» и ответить на него. Это
поможет разделить зоны ответственности и не пытаться контролировать то, на что
ребёнок не можете повлиять.
Важно обучать своих детей простым
техникам управления тревожным состоянием.
1) Если вы чувствуете, что паника нарастает, сосредоточьтесь на своём теле
и спросите себя: где именно и как ощущается тревога? Следите за тем, как меняется ваша осанка, сердцебиение, уровень напряжения мышц. Отследите ваши базовые ощущения: что вы именно сейчас видите, слышите, осязаете, какие есть вокруг вас запахи. Опора на тело и пять основных чувств поможет вернуть уверенность и справиться с тревогой.
2) Дыхательные практики. Правильное глубокое дыхание помогает справиться с приступом страха и тревоги, а регулярное выполнение упражнений позволяет
в целом стать спокойнее и уравновешеннее. Для выполнения дыхательных упражнений сядьте в удобную позу с прямой спиной.
1.
Упражнение
1. Сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание, досчитайте до четырёх и
медленно выдохните. Постепенно паузу можно увеличивать до шести или восьми
счётов. Повторить 5–10 раз, пока не почувствуете, что расслабляетесь и
успокаиваетесь.
2.
Упражнение
2. Сделайте глубокий вдох «от живота» через грудную клетку, почувствуйте, как
расправляется грудь и плечи. Задержите дыхание на 5 секунд и выдохните на 5
счетов, направляя дыхание вниз от грудной клетки к животу. Повторить 5–7 раз.
3) Дать себе возможность
«потревожиться», но в ограниченное время. Если тревожные чувства присутствуют, давайте «выпустим» их. Позволим себе потревожиться, но строго по
таймеру - 15 минут. В это время ведем дневник и в течение 15 минут
выписываем свои переживания. Закончились
15 минут - возвращаемся к повседневным делам, а если опять захотелось
потревожиться, напоминаем себе, что для этого будет специальное время.
Постепенно выработается привычка вовремя останавливать панические мысли, а в
«разрешённое время» конструктивно проживать моменты тревоги, отделять от себя
страхи и рационализировать их.
Когда ребёнок выкладывает эмоции на
бумагу, он чувствует облегчение, освободившись от возможных негативных мыслей.
Также снимать напряжение можно, добавив в свой распорядок дня активные виды спорта, физические нагрузки, которые можно выполнять дома. Стресс - это, прежде всего, физическая реакция организма, поэтому эффективно бороться с ним ребенку поможет любая деятельность, требующая физических усилий: уборка по дому, физические упражнения, пение, танцы. Старайтесь не вынуждать ребенка тратить силы на то, что ему не интересно, но постарайтесь определить совместно
с ребенком, каким активным занятием ему интересно заниматься дома. Старайтесь придумать соревнования (кто больше присядет, сделает отжиманий), в которых ребенок чувствовал бы себя победителем.
Снятие психологического напряжения
через мышечное — это серьезный инструмент в стрессотерапии.
Поддерживайте творческий ручной труд ребенка. Даже если Вам
кажется, что, например, ребёнок «впадает в детство» и ничего полезного не
делает (рисование, плетение «фенечек», украшение одежды, склеивание моделей),
все это является своеобразной «разрядкой», несет успокоение - через работу
воображения подросток отвлекается и переключается.
Участвуя в творческой деятельности,
такой как игра или совместное рисование, ребенок может по-новому раскрыться и
выразить свои эмоции в социально приемлемом русле. Дети чувствуют себя
комфортнее и спокойнее, если они могут общаться и безбоязненно выражать свои
переживания в безопасной и благоприятной среде.
Развивайте мелкую моторику, что-нибудь
вместе мастерите, лепите, подкрашивайте, делайте «мастерские» и в игровой форме
сделайте каждого «учителем». Введите правило уважать «учителя» и быть
внимательным к его опыту. Каждый сможет попробовать себя в этой роли. Сначала
пусть ребенок выступит учителем и научит чему-нибудь, затем пожилой член семьи,
затем вы. Далее можно проследить, как вводные «правила» регулируют соблюдение
уважительного и понимающего отношения к навыкам другого члена семьи.
Дистанционные формы обучения
требуют от обучающихся затрат энергии в большей степени, чем привычные его
формы организации. Дети очень быстро истощаются. Важно не забывать об
особенностях каждого ребенка, всячески поддерживать его, не требовать от него
полной самостоятельности в самоорганизации и при выполнении домашнего задания,
поощрять любые проявления инициативы, попытки сформулировать свое непонимание
задачи, желание обратиться за помощью. Места для школы и работы должны быть
отдельно.
Следует помнить, что при
необходимости, в случае возникновения трудностей, родитель может подключить к решению проблемы школьного
психолога.
Расставляйте
приоритеты в общении с ребёнком.
Закрепляйте любой хороший поступок похвалой, а неудачи старайтесь игнорировать. Избегайте проявления позиции
контроль-давление в детско-родительских отношениях. Например, вместо следующих
фраз: «Делай уроки!!! Ты сделал уроки? Делай! Будет двойка, пеняй на себя!», старайтесь чаще спрашивать,
предлагать свою помощь: «С чем ты сам справился? Молодец! Тебе нужна моя
помощь? В чем трудность? Давай вместе разберёмся?». До ребёнка следует донести мысль: «Мне важно
чтобы между нами была любовь и понимание».
При
организации любой совместной деятельности опирайтесь на простые правила,
которые помогут в общении с ребенком.
1. Уважайте личность ребенка,
разговаривайте с ним на равных, не унижайте, не обзывайте его, слушайте
ребенка, задавайте вопросы, получайте аргументы.
2. Диалог всегда будет идти на пользу в
построении отношений, сплошные нотации – наоборот выстроят между вами стену.
3. Поощряйте и хвалите за конкретные
успехи.
4. Соизмеряйте свои ожидания с реальными
возможностями ребенка.
5. Чаще давайте ребенку возможность
получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, общение с друзьями
по телефону и т.д).
6. Обычные дела можно сделать интересной
игрой, если перенести в необычные условия. Например, завтрак устроить не за
столом, а на полу в комнате, назвав это «пикником». И
фантазируйте на тему, где вы сейчас, что вокруг вас.
7. Важно показать ребенку наличие личного
пространства, определить место, куда
можно уйти, чтобы уединиться. Постарайтесь рассмотреть варианты для
уединений, как для себя, так и для детей («уголки уединения»). Это предотвратит
возникновение конфликтов в условиях самоизоляции.
8. Наряду с выполнением всех медицинских рекомендаций следует стараться вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, заниматься саморазвитием.
19.05.2020
«Это настоящая катастрофа, — вздыхает Анна, мама восьмилетней Вари, — мы сидим над домашними заданиями почти до полуночи. Варвара постоянно отвлекается — то с кошкой поиграть, то съесть что-нибудь. А потом она просто перестает соображать вовсе, и у меня заканчивается терпение. Все завершается тем, что я быстренько решаю примеры и делаю упражнения, а она просто переписывает их в тетрадку…»
Почему детям, а вместе
с ними и родителям так тяжело даются домашние задания и как это
исправить, рассказывает д. б. н., профессор, академик РАО, директор
Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких. «Для ребенка,
особенно первоклассника, домашние задания — это новый вид самостоятельной
деятельности, требующей не только концентрации внимания, усидчивости,
но и умения организовать свою деятельность.
А это
сложная работа, ведь ребенок при этом должен уметь:
- Воспринимать, понимать и удерживать в памяти инструкцию (задание). Если ребенок несколько раз переписывает задание или выполняет только его часть, нужно выяснить: понимает ли он смысл всех слов, понимает ли, что и как сделать, запоминает ли все задание.
КАК
ПОМОЧЬ?
Если
есть какие-то проблемы, необходимо спокойно и терпеливо разобрать задание,
объяснить, сложное задание при необходимости разделить на части
и выполнять эти части последовательно.
- Планировать последовательность своих действий. Дети 6−8 лет нуждаются в помощи взрослых
при разработке алгоритма действия. Взрослые должны помочь
им построить последовательность действий при выполнении
упражнений, решении задач, подготовке устных заданий. Например, если
алгоритм решения задач по математике задает учитель, то просьбу
«выучить» какой-то материал дети нередко воспринимают как пересказ всего
материала близко к тексту, т.
е. механически запомнить. Это требует много времени
и сил, а результат часто неудовлетворителен.
КАК
ПОМОЧЬ?
Ребенку
надо терпеливо объяснить, как разделить текст на части, как выделить
главную мысль, как пересказывать и т.
п.
- Самостоятельно следить за правильностью
выполнения действия и корректировать его (видеть и исправлять
ошибки). Как правило, взрослые берут эту задачу на себя. Они
буквально сидят за спиной и сами контролируют выполнение
заданий. Ребенок быстро привыкает к тому, что его поправят,
и «отдает» ответственность взрослым. Но наступает момент, когда
родители решают: пора ребенку самому готовить уроки. И здесь они
вдруг сталкиваются с сопротивлением и нежеланием, которые
выражаются слезами, тревожностью. Это результат «сидения за спиной»,
но не вина ребенка. Его просто не научили самостоятельно
работать.
КАК
ПОМОЧЬ?
Постепенно, без раздражения и упреков приучать его делать уроки без взрослых. Объяснив, что и как нужно делать, найти повод уйти в другую комнату, заняться своим делом. При этом надо показывать, что вы готовы помочь, если у ребенка возникнут вопросы. А внезапное решение «хватит, с сегодняшнего дня готовишь уроки сам» ни к чему хорошему не приведет, но может вызвать стресс.
Сформулировать свою проблему и попросить о помощи. Чаще дети стесняются, не знают, как обратиться за помощью. А многие просто уверены, что у них нет такого права — переспросить, уточнить, просто сказать «непонятно, не знаю».
КАК
ПОМОЧЬ?
Очень
важно научить ребенка разбираться в проблеме, понимать, что у него
не получается, почему это происходит. И не бояться обращаться
за помощью и к родителям, и к учителю.
- Завершить и проверить свою работу. Казалось бы, все просто, но для этого нужно хорошо понимать и помнить задание. И этому тоже нужно детей учить.
КАК
ПОМОЧЬ?
Стоит внимательно понаблюдать за ребенком, понять, в чем его проблема, и шаг за шагом, спокойно объяснять, прорабатывать, закреплять все то, что не получается».
19.05.2020
Родители знают, что с маленькими детьми часто возникают различные психологические проблемы. Дети не реже взрослых страдают от непонимания, страха или банальной застенчивости. Все подобные проблемы возникают от невнимания, а виноваты в этом взрослые. Однако в их силах помочь ребенку преодолеть возникшие трудности. Нужно только стремиться к этому, стараться подавить стеснительность, свойственную в той или иной степени всем детям. Однако не следует и перегибать палку, воспитывая в ребенке «хозяина жизни». Во всем нужна мера, и в тем большей степени это касается психологического воспитания.
Как бы там ни было, мы надеемся, что предложенные игры помогут родителям в решении их проблем. Хочется пожелать, чтобы данная статья стала не единственным пособием на эту тему в вашей библиотеке, чтобы взрослые стремились не только к развитию своего ребенка, но и прежде всего себя. Только в таком взаимодействии возможно достижение искомой цели, каковой является воспитание психологически здорового человека.
Делай раз, делай два
Эта игра предназначена в основном для школьников. Она помогает выявить в группе играющих лидера.
Перед началом обговаривается, что ребята должны все движения совершать одновременно. По команде ведущего: «Делай раз», все должны поднять стулья вверх. После этого ведущий объявляет, что он не будет больше ничего говорить. Важно заметить игрока, который первым подаст команду опустить стулья.
Далее по команде ведущего: «Делай два», каждый начинает бегать вокруг своего стула, а по команде одного из игроков все должны одновременно сесть на стулья. У тех играющих, которые подавали команды в первом и во втором случае (особенно если это был один и тот же человек), есть задатки лидера.
«В темноте»
Интересна игра детям школьного возраста. Несмотря на название, ее совершенно необязательно проводить при выключенном свете, даже наоборот, ведущему придется наблюдать за играющими, за тем, кто как себя ведет. Такое название дано из-за того, что играющим предстоит сидеть с закрытыми глазами в течение всего действия.
Ведущий заранее предлагает определенную тему. Игра годится для любого тематического вечера в школе, в этом случае вопрос для обсуждения придумать проще, а игра поможет не только выявить лидера, но и поговорить о важных проблемах.
Стулья для играющих и для ведущего расставляют по кругу. Задается тема, и участники игры высказывают свои мнения, так постепенно завязывается обсуждение. И тут ведущий просит всех закрыть глаза и только потом продолжить разговор.
Необходимость разговаривать с закрытыми глазами сначала смутит играющих, и первое время беседа будет двигаться медленно или прерываться. Задача ведущего – поддерживать разговор, заинтересовать собеседников, помочь им расслабиться и таким образом создать предпосылки для доведения беседы до ее логического завершения.
Особенности игры «В темноте» следующие.
Во-первых, сидя с закрытыми глазами, играющий не видит, кто собирается говорить, поэтому решение «вступать или не вступать в разговор» зависит только от него.
Во-вторых, когда у человека закрыты глаза, его мимика становится более выразительной. Ведущий может наблюдать за выражениями лиц играющих, за сменой настроений и реакцией на те или иные фразы.
Те ребята, которые говорят уверенно даже с закрытыми глазами, спокойно реагируют на ответные реплики, не останавливаются, если начинают говорить одновременно с кем-то еще, наделены наиболее сильно развитыми лидерскими способностями.
Тем же, кто очень чувствительно относится к репликам других, нужно помочь развить уверенность в себе.
«Кактусы растут в пустыне»
Предназначена игра для детей дошкольного возраста.
Все встают в круг, берутся за руки, ходят и говорят:
«Кактусы растут в пустыне, кактусы растут в пустыне…» Ведущий стоит в центре круга, иногда поворачивается. Неожиданно кто-нибудь из играющих выпрыгивает из круга и кричит: «Ой!». Он обязательно должен сделать это так, чтобы ведущий в этот момент его не видел, а соседние с ним игроки сразу сцепляют руки. Если ведущий увидит, как кто-то собирается выпрыгнуть, он дотрагивается до его плеча, и тот остается в общем круге.
Ведущий спрашивает: «Что с тобой?»
Играющий придумывает любой ответ, связанный с кактусом (например: «Я съела кактус, а он горький» или «Я наступил на кактус»).
После этого играющий возвращается обратно в круг, и выпрыгивать могут другие. Самое главное условие – не повторяться, отвечая на вопрос ведущего.
Те дети, которые чаще всех оказываются вне круга, наиболее активны и обладают большими лидерскими способностями.
«Мы пойдем гулять»
Игра, предназначенная для дошкольников и младших школьников, научит ребят убеждать других, а не навязывать собственное мнение.
Ведущий говорит: «Мы идем гулять в лес. Пусть каждый скажет своему соседу справа, что ему нужно взять с собой, и объяснит, почему именно эта вещь понадобится на лесной прогулке».
Далее ведущий называет каждому предмет, который нужно взять. Лучше, если эта вещь не подходит для лесной прогулки, так игра получится интереснее.
Когда играющие по очереди поговорят с соседом, ведущий объявляет, кого он возьмет на прогулку, а кого нет. Делает он это так: если играющий просто сообщает соседу, что нужно взять, но не может подробно объяснить причину, его на прогулку не берут.
Если же играющий старается убедить соседа в необходимости захватить тот или иной предмет и придумывает невероятные причины, приводит различные доводы, его непременно надо взять.
Лучше, если в то время, когда двое разговаривают, остальные будут их слушать и делать для себя выводы. Тогда тем, кого не взяли на прогулку, легче впоследствии исправиться.
Далее ведущий объясняет, почему он одних взял, а других – нет. «Штрафники» исправляются, и все вместе идут гулять.
«Медвежата на прогулке»
В такую игру полезно вовлечь детей дошкольного и младшего школьного возраста. В нее можно играть в детском саду или на празднике в начальной школе.
Сначала ведущий говорит: «Вы все – маленькие медвежата, вы гуляете по лугу и собираете сладкую землянику. Один из вас – самый старший, он следит за всеми остальными».
Звучит веселая музыка, дети ходят по комнате и изображают из себя медвежат – переваливаются, делают вид, будто собирают ягоду, напевают песенки.
В это время ведущий выбирает одного играющего и, когда музыка останавливается, объявляет, что он и есть старший медвежонок. Его задача (объявляется заранее) – как можно быстрее проверить, все ли медвежата на месте, то есть дотронуться до плеча каждого игрока.
После того как он удостоверится, что никто не потерялся, игра возобновляется, а через несколько минут ведущий назначает другого старшего. Игра идет до тех пор, пока все не побывают в этой роли. Тот, кто выполнит это задание быстрее всех, объявляется самым быстрым и самым старшим. Естественно, это получится только у того, кто будет действовать спокойнее и организованнее, чем остальные. В конце игры ведущий объясняет, почему выигравший смог выполнить задание лучше, чем остальные.
Игра «Медвежата на прогулке» позволяет детям научиться быстро реагировать на задание и правильно организовывать свои действия. Ее можно проводить довольно часто, изменяя медвежат на котят, цыплят, слонят и т. д.
Выборы
Подходит игра для детей старшего дошкольного и школьного возраста, лучше для большой компании.
Ведущий сообщает, что играющие должны выбрать «президента», который в течение игры будет ими руководить. Правила такие: каждый кандидат выдвигает себя сам, но не голосует ни за кого.
Нужно обратить внимание на тех, кто предложил свою кандидатуру, в каком порядке и каким образом это было сделано. Если играющего подталкивали и уговаривали, значит его способности нужно развивать, если же ничья помощь не потребовалась – ребенок стремится быть лидером.
Через несколько минут в компании образуются две группы: «кандидатов» и «избирателей». В дальнейшем ведущий именно так и должен их называть. Цель каждого «кандидата» – попасть в «президенты», цель «избирателей» – избрать хорошего «президента» и не поддаться на уговоры остальных.
Предвыборная кампания «кандидата» должна представлять собой план проведения оставшегося вечера.
Дети, особенно дошкольники и младшие школьники, склонны преувеличивать свои возможности и неправильно рассчитывать силы, поэтому ведущий должен предупредить, что когда «президента» изберут, ему придется в действительности осуществлять все обещанное.
Из того, кто какую программу выбрал, тоже можно сделать несколько выводов. Если то, что обещает играющий, красиво и осуществимо, этот ребенок – прирожденный лидер, а если программа из разряда нереального, значит чувство ответственности у этого ребенка развито плохо, что свойственно большинству детей.
И вот наступает долгожданный момент – выборы! Каждый «избиратель» уходит в комнату, где находится ведущий, и сообщает ему имя одного «кандидата». После окончания процедуры ведущий объявляет избранного «президента».
На этом игра заканчивается, дальше праздник идет своим чередом, а «президент» постепенно воплощает в жизнь свою программу.
Игра развивает чувство ответственности, умение убеждать других, помогает ведущему определить, насколько ребенок стремится проявить себя.
«Далеко-далеко, в густом лесу…»
Игра – для дошкольников. В этом возрасте лидерские качества проявляются довольно ярко, обычно они непосредственно связаны с умственным или физическим превосходством. С возрастом эти качества могут пропасть, если их не развивать.
Играющие садятся на стулья, закрывают глаза, и ведущий объясняет правила: произносится фраза «далеко-далеко, в густом лесу… кто?» Один из играющих отвечает, например: «лисята». Если произносятся несколько ответов одновременно, ведущий не принимает их и повторяет фразу еще раз. Иногда играющим бывает сложно решить, кто должен отвечать, но ведущий не должен вмешиваться и дать ребятам самим разобраться.
Когда единственный ответ получен, ведущий говорит следующую фразу: «Далеко-далеко, в густом лесу лисята… что делают?» Ответы принимаются по тем же правилам.
В эту игру можно играть довольно долго, пока не надоест. Или – когда первая фраза станет достаточно длинной, можно начать сначала. Единственное условие: все фразы должны начинаться одинаково: «Далеко-далеко, в густом лесу…»
Обычно получается так, что один или несколько игроков отвечают больше всех. На них стоит обратить внимание – именно они обладают наиболее развитыми лидерскими способностями.
«Кораблекрушение»
Игра – для детей дошкольного и школьного возраста.
Ведущий объявляет: «Мы плыли на большом корабле, и он сел на мель. Потом поднялся сильный ветер, корабль снялся с мели, но мотор сломался. Шлюпок достаточно, а вот рация испортилась. Что делать?»
Ситуация может быть и другой, главное – чтобы из нее существовало несколько выходов.
Ребятишки обсуждают создавшуюся ситуацию и рассматривают все возможные выходы из нее. Кто-то предлагает один выход, кто-то – другой. Важно обратить внимание на того, кто активнее всего принимает участие в обсуждении, отстаивает свое мнение.
В итоге обсуждения играющие сообщают ведущему свой выход из ситуации, а он рассказывает им, что из этого получилось. Естественно, результат должен быть удачным. Ведущему нельзя допустить «раскола» среди играющих, то есть того, что одна половина ребятишек выберет один вариант, а вторая – другой.
«Военные действия»
Игра рассчитана на детей младшего школьного возраста.
Ребята делятся на две команды. В каждой должен быть «полководец», остальные – «воины». «Полководец» разрабатывает план «военных действий», а остальные должны ему подчиняться. Задача «полководца» – постараться так организовать свое «воинство», чтобы все члены команды четко выполняли его приказания. Он должен придумывать различные способы «нападения» на другую команду, достаточно интересные, и саму игру организовать весело и увлекательно. Если «полководец» не может повести за собой «воинов», его немедленно переизбирают. Обладателем лучших лидерских качеств в конце игры можно признать того «полководца», чья команда победила.
«Пожарная команда»
Для детей дошкольного возраста.
В начале игры выбирается ведущий. Остальные игроки представляют из себя «пожарную команду». Ведущий должен отправить их «пожар» тушить. Игроки должны бегать, суетиться и совершать какие-то бестолковые действия. Задача ведущего – суметь их «собрать» и заставить «потушить пожар». В результате каждый игрок дает по пятибалльной шкале свою оценку поведению ведущего.
Затем игроки меняются местами – ведущим становится кто-то другой. Игра повторяется. Далее каждый из игроков снова дает свою оценку поведению ведущего. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из игроков не окажется на месте ведущего. Победителем будет тот, кто получил больше баллов.
«Капитан»
Игра для детей младшего школьного возраста.
В начале игры выбирается ведущий – «капитан». Остальные игроки делятся на две команды. Первая команда – «матросы», а вторая – «пираты». «Капитан» отдает различные приказания, а «матросы» должны их выполнять, но только в том случае, если приказания четкие и ясные. Когда на «матросов» нападают «пираты», «капитан» должен продумать план «боя». В конце игры каждый из игроков дает свою оценку действиям «капитана» по пятибалльной системе.
Игра продолжается, но уже с другим «капитаном». Когда каждый попробует себя в роли «капитана», подводятся итоги. Победителем станет участник, набравший больше очков.
«Фотограф»
Игра для дошкольников.
В начале игры выбирается ведущий – «фотограф». Ведущий должен сделать интересные «фотографии», значит ему надо усадить остальных ребят по своему усмотрению. «Фотографу» предстоит действовать быстро и четко. Кому-то из участников игры он может предложить роль учителя – следовательно, тому надо принять соответствующую позу. Кто-то может стать «полицейским», кто-то «актрисой», кто-то «фокусником».
Каждый из игроков дает свою оценку действиям «фотографа» по пятибалльной шкале. Далее игроки меняются, «фотографом» становится другой. Игра продолжается до тех пор, пока все ребята не побывают в роли «фотографа». А чтобы игра была еще интереснее, можно взять «полароид» и делать моментальные снимки. У лучшего «фотографа», соответственно, снимки получатся качественнее, значит он лучше других умеет добиваться, чтобы окружающие выполняли его требования, и является лидером.
«Я с тобой не согласен»
Игра для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Ребятишки делятся на две команды. Члены одной команды задают вопросы, а ребятишки из второй отвечают на них. Вопросы касаются личных пристрастий игроков. Например, кого-то из них спрашивают: «Какую книжку ты недавно прочитал?» Он может ответить: «А. Линдгрен. „Три повести о Малыше и Карлсоне“». На это ему заявляют: «Это плохая книжка, ее вряд ли нужно читать». Задача игрока – доказать, что книжка хорошая, соответственно – ее читать очень интересно. Доказательства должны быть убедительными, а самому игроку надо вести себя уверенно.
Словом, вопросы могут быть самыми разными. Спектр ответов также весьма широк. И здесь главное – понаблюдать за реакцией участников игры. В итоге игроки первой команды, то есть те, кто задавали вопросы, оценивают по десятибалльной шкале каждого игрока другой команды. Затем игроки меняются местами, а в конце игры подсчитываются результаты.
Обладатели лучших лидерских качеств получают более высокие баллы, так как они уверены в себе, их не смущает необходимость отстаивать свою точку зрения, они могут доказать окружающим правильность выбранной позиции. Именно такие ребятишки способны повести за собой окружающих, заинтересовать их, внушить им необходимость выполнения определенных действий.
Съедобное – несъедобное
Игра для детей от 3 до 10 лет.
Дети садятся на скамейку, а ведущий встает против них и держит в руках мяч. Сразу формулируется задание: если ведущий произносит слово, которое называет съедобный предмет, то игроки должныпоймать мяч, если – нечто несъедобное, значит нужнооттолкнуть его от себя. Каждый ребенок, совершивший «неправильные» действия, автоматически выбывает из игры. Лучше, если ведущим будет ребенок постарше, так как загадываться должны разнообразные слова, чтобы было интереснее играть, и малыши могут не сразу сориентироваться.
Игра с мячом
Для детей 7—10 лет, хотя в нее могут играть и подростки. Число игроков не ограничено, но лучше, чтобы их было как можно больше.
Все желающие играть становятся в круг, диаметр которого должен составлять не менее 3 м. Один из играющих держит в руках мяч. Игра заключается в перебрасывании мяча друг другу, но делаться это должно очень быстро. Тот, кто не поймает мяч, выходит из круга и, соответственно, из игры.
Игру можно усложнить следующим образом: тот, у кого мяч находится в руках, специально смотрит не на того человека, которому собирается бросить мяч, он может произнести какую-нибудь шутку, чтобы отвлечь внимание, а потом резко бросить мяч. Чтобы не выбыть из игры, все должны быть готовы в любой момент поймать его.
«Купи коровку!»
Играют зимой на льду. Участвовать могут дети от 5 до 15 лет. Число игроков не ограничено.
Для игры понадобится небольшая ледышка. Все ребята становятся в круг, радиус которого составляет 2 м. Выбирается «хозяин». Его задачей является «продажа коровки». Делается это следующим образом: «хозяин» прыгает на одной ноге и старается толкнуть ледышку так, чтобы она ударилась о чью-нибудь ногу, произнося такие слова: «Купи коровку!» Остальные игроки стараются, конечно, увернуться от «коровки» и не стать ее новым владельцем. Если кто-то не успел увернуться, значит «коровка» меняет «хозяина», и игра начинается сначала. Не каждому удается быстро отделаться от роли «хозяина». Не повезет – можно и целый день продавать «коровку». Правда, правилами игры разрешается переменить ногу.
«Репка»
Для детей от 5 до 15 лет. Максимальное число игроков не ограничено, минимальное – 8 человек.
Сначала выбирается ведущий – «сказочник». Все остальные становятся в круг, диаметр которого составляет 5 м. «Сказочник» встает в центр и распределяет роли в соответствии с текстом сказки (роли могут выбираться и по желанию самими игроками): репка, дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. Каждый игрок, получив или выбрав роль, запоминает ее. Ведущий «сказочник» начинает читать текст наизусть (у него нет возможности отвлекаться на чтение – ему надо наблюдать за игроками) и довольно быстро.
Когда ведущий произносит какое-либо имя, игрок, которому оно принадлежит, выпрыгивает вперед. Например, если говорится: «Посадил дед репку», к центру круга сначала должен выпрыгнуть «дед», а потом «репка». Если имя произносится несколько раз, столько же прыжков делает и тот, кому принадлежит это имя. При условии, если игрок не успел среагировать и не сделал сразу же прыжок, он выбывает из игры. Когда «сказочник» произносит последние слова текста («И вытянули репку»), все быстро бегут на свое место. Тот, кто прибежит последним, становится ведущим-«сказочником».
Можно выбирать (придумывать) любую сказку (рассказ), в соответствии с интересом и числом игроков.
Игра со скакалкой
Для детей от 8 до 15 лет. Максимальное число игроков не ограничивается, но их должно быть не меньше 5.
Все встают в круг, радиус которого равен 3/4 длины скакалки. Выбирается ведущий, он становится в центр круга.
Ведущий берет в руки скакалку и раскручивает ее, а потом опускает вниз так, чтобы скакалка была выше поверхности земли (пола) на 8—10 см. Задача каждого игрока – подпрыгнуть вверх, когда скакалка будет «пролетать» под его ногами, иначе она ударит его. Скакалка «крутится» очень быстро, так что все должны быстро среагировать и вовремя подпрыгнуть.
«Нас только двое»
Играют дети от 8 до 15 лет. Число игроков не ограничивается, но должно быть не меньше 8 человек.
Выбираются двое ведущих. Остальные игроки (их должно быть четное число) встают в круг, радиус которого составляет 4 м. Ведущие расходятся в противоположных направлениях и встают друг против друга. Под музыку все начинают двигаться по кругу, держа друг друга под руку. Через некоторое время один из ведущих присоединяется к одной паре, взяв под руку одного из участников. Как только произойдет «вторжение», игрок, который находится с края, убегает, а ведущий начинает ловить его.
И ведущие, и игроки должны быстро реагировать, чтобы поймать или не быть пойманными.
Как только ведущий поймает кого-то, пойманный становится ведущим, а ведущий – игроком.
Какого цвета лето?
Для детей младшего и среднего школьного возраста.
Выбирается ведущий. Он берет мяч, а остальные встают в круг. Ведущий бросает мяч какому-то игроку и называет любой цвет. Игрок, получивший мяч, должен быстро сориентироваться и назвать любой предмет указанного цвета и быстро перебросить мяч обратно ведущему. Если игрок не успел сориентироваться и отдать мяч или не успел дать ответ на вопрос в течение нескольких секунд, он выходит из игры. Игра между тем продолжается. Победителем станет тот, кто дольше других продержался в игре.
«Как тебя зовут?»
Для детей младшего школьного возраста.
Выбирается ведущий. Остальные игроки образуют круг. Ведущий по очереди бросает мяч игрокам, а те должны быстро дать ответ на очень простой вопрос: «Как тебя зовут?» Сложность в том, что надо называть не свое имя, которое все знают, а какое-то прозвище. Например, мальчик, который любит математику, может на вопрос: «Как тебя зовут?» ответить: «Математик». Он же может ответить: «Рыцарь», «Герой», «Музыкант» и т. д. Главное условие – чтобы прозвище соответствовало качествам характера. Девочка может ответить: «Златовласка», «Поэтесса», «Синеглазка», «Гимнастка» и т. д. Если игрок вовремя не смог ответить или не успел быстро перебросить мяч, то должен выйти из игры. Победителем становится тот, кто продержится дольше других.
«Нить Ариадны»
Для детей 8—12 лет.
Игра поможет детям поближе познакомиться друг с другом, весело и приятно общаться. Все они почувствуют себя в ходе игры дружнее и сплоченнее. Для игры понадобится лишь клубок ниток и как можно больше действующих лиц.
Посадите детей в один большой общий круг. Одному из них предлагается взять в руки клубок ниток и начать рассказывать о себе все то, что ему придет на ум. Например, как его зовут, чем больше всего любит заниматься, кого любит, что у него лучше всего получается. Время на рассказ – 1 минута. Когда этот участник расскажет о себе, он зажимает конец нити в руке и бросает клубок тому, кто сидит напротив него. Если кто-то не хочет ничего рассказывать, он просто берет нить в руку, а клубок перебрасывает следующему.
Так клубок передается от одного к другому, и все ребята становятся запутанными. Следующая задача – распутать паутину. Для этого нужно возвратить клубок предыдущему участнику, называя его по имени и пересказывая его рассказ о себе. Игру можно считать законченной, когда клубок вернется к тому, кто начинал ее.
«А у нас в квартире газ, а у вас?»
Для младшего школьного возраста.
Игра направлена на выявление общих черт и различий у ребятишек. В итоге их должна успокоить мысль о том, что они не одиноки.
У каждого должны быть бумага и карандаш.
Разбейте детей на четверки или тройки, и пусть каждая группа составит список качеств или предметов, объединяющих всех. Может, в этом списке будет информация о том, что у всех есть старший брат, или одинаковый цвет глаз, или любимое занятие, любимое кушанье… Побеждает та команда, которой удастся за определенное время записать больше подобных признаков.
«Ты кирпичик, я кирпичик, а все вместе – общий дом!»
Для детей дошкольного возраста.
В этой игре ребятишки не должны говорить. Участвует в основном тело, и с его помощью дети должны почувствовать собственную значимость и неповторимость, ощутить чувство принадлежности к группе.
Освободите как можно больше пространства для игры и выдайте каждому ребенку по одной спичке. Один из них начинает игру и кладет спичку посреди комнаты, второй располагает свою спичку рядом так, чтобы они соприкасались. Далее продолжите таким же образом, пока все спички не будут выложены на пол. Спички можно раскладывать по заранее продуманному сюжету так, чтобы получилась картина или изображение чего-либо.
Спички, разложенные на полу, представляют собой своеобразный эскиз, и теперь все ребятишки должны выложить на полу подобную картину из своих тел, и каждый должен при этом касаться кого-нибудь.
Когда все на полу расположатся так, как им удобно, нужно запомнить и зафиксировать положение тел в памяти. Потом все вместе встают, пару минут просто так ходят по комнате, а по сигналу ведущего снова занимают то же положение, которое было занято ими несколько минут назад.
Эта игра помогает выявить структуру компании, то есть скрытые привязанности и симпатии, ведь чаще всего дети стараются занять положение рядом с теми, с кем им приятнее общаться. Здесь же можно выявить неформального лидера – того, кто окажется окруженным большим числом ребят. С краю будут находиться застенчивые дети, а ближе к середине – более решительные.
Усложнить игру можно, дав определенное задание: например, предложив составить из общего числа тел изображение конкретного объекта – машины, дома и т. д.
По книге Т.Образцовой "Психологические игры для детей"
Комментарии0
Новый комментарий