Положение о наставничестве д.с. Малышок

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «МАЛЫШОК», Г. ТАРУСА ТАРУССКОГО РАЙОНА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Рекомендовано к утверждению:
на заседании педагогического совета
МБДОУ д/с «Малышок»
Протокол № 4 от «24» мая 2023г.

Утверждено
Приказ № 28-А
от «29» мая 2023г.

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ НАСТАВНИЧЕСТВА
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В МКДОУ д/с «МАЛЫШОК»

Таруса , 2023г.

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о системе наставничества педагогических
работников в МКДОУ д/с «Малышок», осуществляющую образовательную
деятельность по реализации основной и дополнительных общеобразовательных
программ (далее - Положение) определяет цели, задачи, формы и порядок
осуществления наставничества и разработано в соответствии с нормативной
правовой базой в сфере образования и наставничества.
1.2. В Положении используются следующие понятия:
Наставник - педагогический работник, назначаемый ответственным за
профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого
осуществляется наставническая деятельность в образовательной организации.
Наставляемый - педагогический работник, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает
необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов,
преодолевая тем самым свои профессиональные дефициты.
Куратор - сотрудник образовательной организации, который отвечает за
реализацию персонализированных программ наставничества.
Наставничество - форма обеспечения профессионального становления,
развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных
обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества - способ реализации системы наставничества через
организацию работы наставнической пары (группы).
Персонализированная программа наставничества - краткосрочная программа
(от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов наставничества,
участников
наставнической
деятельности,
направления
наставнической
деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных
профессиональных дефицитов наставляемого и на поддержку его сильных сторон.
Персонализированная программа разрабатывается наставником, также участие в
разработке персонализированной программы могут принимать наставляемый,
куратор, методическое объединение наставников.
1.3. Основными принципами системы наставничества педагогических
работников являются:
1) принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных
методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;
2) принцип системности и стратегической целостности - предполагает
разработку и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех
необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном,
муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;
3) принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по
реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации,
региональной нормативно-правовой базе;
4) принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет
интересов личности и личностного развития педагога в процессе его
профессионального и социального развития, честность и открытость
взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;
5) принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в
определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;
2

6) принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого
и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения
к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
7) принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение
всех субъектов наставнической деятельности - куратора, наставника,
наставляемого и пр. к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору
коммуникативных стратегий и механизмов наставничества;
8) принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен
на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого
индивидуальной траектории развития;
9) принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми,
имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав,
обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе
наставничества.
1.4. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба
образовательному процессу образовательной организации. Решение об
освобождении наставника и наставляемого от выполнения должностных
обязанностей для участия в мероприятиях плана реализации персонализированной
программы наставничества принимает руководитель образовательной организации
в исключительных случаях при условии обеспечения непрерывности
образовательного процесса в образовательной организации и замены их
отсутствия.
2. Цель и задачи системы наставничества. Формы наставничества
2.1. Цель системы наставничества педагогических работников в
образовательной организации - реализация комплекса мер по созданию
эффективной
среды
наставничества
в
образовательной
организации,
способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению,
личностному
и
социальному
развитию
педагогических
работников,
самореализации и закреплению молодых и не имеющих опыта педагогической
деятельности специалистов в педагогической профессии.
2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:
- содействовать созданию в образовательной организации системы
наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального,
творческого потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной
профессиональной траектории;
оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной
среды, эффективных форматов непрерывного профессионального развития и
методической
поддержки
педагогических
работников
образовательной
организации, региональных систем научно - методического сопровождения
педагогических работников и управленческих кадров;
- содействовать развитию горизонтальных связей в сфере наставничества на
уровне образовательной организации
- способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в
условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования
современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий
3

путем внедрения разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и
дистанционных форм наставничества;
- содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии
педагогических кадров, в том числе молодых и не имеющих опыта педагогической
деятельности специалистов;
- оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога,
в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления
педагогической деятельности конкретной образовательной организации, а также в
преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении
должностных обязанностей;
- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и
навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;
- ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в
отношении которых осуществляется наставничество, развитие способности
самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные
функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
- содействовать в выработке навыков профессионального поведения
педагогов,
в
отношении
которых
осуществляется
наставничество,
соответствующего профессионально-этическим принципам, а также требованиям,
установленным законодательством;
- знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется
наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы и
работы в коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно
и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности,
повышать свой профессиональный уровень.
2.3. В образовательной организации могут применяться разнообразные
формы наставничества («педагог - педагог», «руководитель образовательной
организации - педагог», «старший воспитатель образовательной организации педагог» и другие) по отношению к наставнику или группе наставляемых.
Применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели
персонализированной
программы
наставничества
педагога,
имеющихся
профессиональных дефицитов, запроса наставляемого и имеющихся кадровых
ресурсов. Формы наставничества используются как в одном виде, так и в
комплексе в зависимости от запланированных эффектов.
Виртуальное (дистанционное) наставничество - дистанционная форма
организации наставничества
с
использованием
информационнокоммуникационных технологий. Обеспечивает постоянное профессиональное и
творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым,
позволяет дистанционно сформировать пары «наставник - наставляемый»,
привлечь профессионалов и сформировать банк данных наставников, делает
наставничество доступным для широкого круга лиц.
Наставничество в группе - форма организации наставничества, при
реализации которой один наставник взаимодействует с группой наставляемых
одновременно (от двух и более человек).
Краткосрочное или целеполагающее наставничество – форма организации
наставничества, при реализации которой наставник и наставляемый встречаются
по заранее установленному графику для постановки конкретных целей,
ориентированных на определенные краткосрочные результаты.
4

Реверсивное наставничество - форма организации наставничества, при
реализации которой профессионал младшего возраста становится наставником
опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог
становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации
учебно-воспитательного процесса.
Ситуационное наставничество - форма организации наставничества, при
реализации которой наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз,
когда наставляемый нуждается в них. Роль наставника состоит в том, чтобы
обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его
подопечного.
Скоростное наставничество - форма организации наставничества, при
реализации которой организуется однократная встреча наставляемого
(наставляемых)
с
наставником
более
высокого
уровня
(профессионалом/компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с
другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами или
обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели
индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной
из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также
наладить отношения «наставник - наставляемый» («равный - равному»).
Традиционная форма наставничества - форма организации наставничества,
при реализации которой осуществляется взаимодействие между более опытным и
начинающим работником в течение определенного продолжительного времени.
Форма наставничества «педагог- педагог» - способ реализации целевой
модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары
«педагог-профессионал -педагог, вовлеченный в различные формы поддержки и
сопровождения».
Форма наставничества «руководитель образовательной организации воспитатель» способ реализации целевой модели наставничества через
организацию
взаимодействия
наставнической
пары
«руководитель
образовательной организации - воспитатель», нацеленную на совершенствование
образовательного процесса и достижение желаемых результатов руководителем
образовательной
организации
посредством
создания
необходимых
организационно-педагогических,
кадровых,
методических,
психологопедагогических условий и ресурсов.
3. Организация системы наставничества
3.1. Система наставничества организуется на основании локального
нормативного акта образовательной организации «Об утверждении положения о
системе наставничества педагогических работников в образовательной
организации».
3.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменного
согласия локальным нормативным актом образовательной организации.
3.3. Руководитель образовательной организации:
осуществляет общее руководство и координацию внедрения
(применения) системы (целевой модели) наставничества педагогических
работников в образовательной организации;
издает локальные акты образовательной организации о внедрении
5

(применении) системы (целевой модели) наставничества и организации
наставничества педагогических работников в образовательной организации;
- утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует
отбору наставников и наставляемых, а также утверждает их;
утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации
Положения о системе наставничества педагогических работников в
образовательной организации (Приложение);
издает локальные нормативные акты о закреплении наставнических пар
(групп) с письменного согласия их участников на возложение на них
дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью;
способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества,
осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями по
проблемам наставничества (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном
партнерстве, проведение координационных совещаний, участие в конференциях,
форумах, вебинарах, семинарах по проблемам наставничества);
способствует организации условий для непрерывного повышения
профессионального мастерства педагогических работников, аккумулирования и
распространения лучших практик наставничества педагогических работников.
3.4. Куратор реализации программ наставничества:
назначается руководителем образовательной организации из числа
заместителей руководителя;
своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию
о наличии в образовательной организации педагогов, которых необходимо
включить в наставническую деятельность в качестве наставляемых;
- предлагает руководителю образовательной организации состав
методического объединения наставников для утверждения (при необходимости его
создания);
разрабатывает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации
Положения о системе наставничества педагогических работников в
образовательной организации;
- совместно с системным администратором ведет банк наставников и
наставляемых, в том числе в цифровом формате с использованием ресурсов
Интернета - официального сайта образовательной организации, социальных сетей;
формирует банк индивидуальных и групповых персонализированных
программ наставничества педагогических работников, осуществляет описание
наиболее успешного и эффективного опыта совместно с методическим
объединением наставников и системным администратором;
осуществляет координацию деятельности по наставничеству с
представителями
региональной
системы
наставничества,
сетевыми
педагогическими сообществами;
организует повышение уровня профессионального мастерства
наставников, в том числе на стажировочных площадках и в базовых
образовательных организациях с привлечением при возможности наставников из
других образовательных организаций;
курирует процесс разработки и реализации персонализированных
программ наставничества;
осуществляет мониторинг эффективности и результативности
реализации системы наставничества в образовательной организации, оценку
6

вовлеченности педагогов в различные формы наставничества и повышения
квалификации педагогических работников, формирует отчетные документы о
реализации системы наставничества, реализации персонализированных программ
наставничества педагогических работников;
фиксирует данные о количестве участников персонализированных
программ наставничества в формах статистического наблюдения (совместно с
системным администратором).
3.5. Методическое объединение наставников (при его наличии):
совместно с куратором принимает участие в разработке локальных
актов и информационно-методического сопровождения в сфере наставничества
педагогических работников в образовательной организации;
ведет учет сведений о молодых и не имеющих опыта педагогической
деятельности специалистах и иных категориях наставляемых и их наставниках;
участвует в подборе и закреплении пар (групп) наставников и наставляемых по
определенным вопросам (предметное содержание, методика обучения и
преподавания, воспитательная деятельность, организация урочной и внеурочной
деятельности, психолого-педагогическое сопровождение наставляемых и
наставников, иные сферы профессиональной деятельности педагогических
работников)
разрабатывает, апробирует и реализует персонализированные
программы наставничества, содержание которых соответствует запросу отдельных
педагогов и групп педагогических работников;
принимает участие в разработке методического сопровождения
разнообразных форм наставничества педагогических работников;
осуществляет подготовку участников персонализированных программ
наставничества к мероприятиям: конкурсам профессионального мастерства,
форумам, научно-практическим конференциям, фестивалям, иным мероприятиям в
сфере наставничества;
осуществляет организационно-педагогическое, учебно-методическое,
обеспечение реализации персонализированных программ наставничества в
образовательной организации;
участвует в мониторинге реализации персонализированных программ
наставничества педагогических работников;
выполняет функции открытой площадки для осуществления
консультационных, согласовательных функций и функций медиации;
совместно с руководителем образовательной организации, куратором
реализации программ наставничества участвует в разработке материальных и
нематериальных стимулов поощрения наставников;
принимает участие в формировании банка лучших практик
наставничества педагогических работников, информационном сопровождении
персонализированных программ наставничества на сайте (специализированной
странице сайта) образовательной организации и социальных сетях (совместно с
куратором и системным администратором).
4. Права и обязанности наставника
4.1. Права наставника:
- привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических
7

работников образовательной организации с их согласия;
- знакомиться в установленном законодательством о персональных данных
порядке с материалами личного дела наставляемого или получать другую
информацию о лице, в отношении которого осуществляется наставничество;
- обращаться с заявлением к куратору и руководителю образовательной
организации с просьбой о сложении с него обязанностей наставника;
- осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной
проверки выполнения заданий.
4.2. Обязанности наставника:
- руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации,
региональными и локальными нормативными правовыми актами образовательной
организации при осуществлении наставнической деятельности;
- находиться во взаимодействии со всеми структурами образовательной
организации, осуществляющими работу с наставляемым по программе
наставничества;
осуществлять включение молодых и не имеющих опыта педагогической
деятельности специалистов в общественную жизнь коллектива, содействовать
расширению общекультурного и профессионального кругозора, в т.ч. и на личном
примере;
создавать условия для научного поиска, творчества в педагогическом
процессе через привлечение к инновационной деятельности;
содействовать укреплению и повышению уровня престижности
преподавательской деятельности, организуя участие в мероприятиях для молодых
и не имеющих опыта педагогической деятельности специалистов различных
уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы и др.);
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической
деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении или
применении мер дисциплинарного воздействия;
- рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и
федеральных конкурсах.
5. Права и обязанности наставляемого
5.1. Права наставляемого:
- систематически повышать свой профессиональный уровень;
участвовать
в
составлении
персонализированной
программы
наставничества педагогических работников;
- обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с
должностными обязанностями, профессиональной деятельностью;
- вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию
персонализированных программ наставничества педагогических работников
образовательной организации;
- обращаться к куратору и руководителю образовательной организации с
ходатайством о замене наставника.
5.2. Обязанности наставляемого:
- изучать федеральное, региональное, муниципальное законодательство и
локальные нормативные акты, регулирующие деятельность в сфере наставничества
педагогических работников;
8

- реализовывать мероприятия плана персонализированной программы
наставничества в установленные сроки;
- выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению
должностных, профессиональных обязанностей;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и
способы качественного исполнения должностных обязанностей;
- устранять совместно с наставником допущенные в профессиональной
деятельности ошибки;
- проявлять дисциплинированность, организованность в работе и учебе;
- учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам
работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
6. Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов,
в отношении которых осуществляется наставничество
6.1. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по
следующим критериям:
- профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт
наставника должны соответствовать запросам наставляемого или
наставляемых;
- у наставнической пары (группы) должны сложиться конструктивные
взаимоотношения, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в
рамках программы наставничества.
6.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным
участием куратора, наставников и педагогов, в отношении которых
осуществляется наставничество, пары (группы) утверждаются локальным
нормативным актом образовательной организации.
7. Завершение персонализированной программы наставничества
7.1. Завершение персонализированной программы наставничества
происходит в случае:
- завершения плана мероприятий персонализированной программы
наставничества в полном объеме;
- по инициативе наставника или наставляемого и (или) обоюдному
решению (по уважительным обстоятельствам);
- по инициативе куратора (в случае неудовлетворительного исполнения
персонализированной программы наставничества в силу различных
обстоятельств со стороны наставника и (или) наставляемого, в том числе
обстоятельств непреодолимой силы или форс-мажора).
7.2. По обоюдному согласию наставника и наставляемого
(наставляемых) педагогов возможно продление срока реализации
персонализированной программы наставничества или корректировка ее
содержания (например, плана мероприятий, формы наставничества).
8. Условия публикации результатов персонализированной программы
9

наставничества педагогических работников на сайте образовательной
организации
8.1. Для размещения информации о реализации персонализированной
программы наставничества педагогических работников на официальном сайте
образовательной организации (далее – официальный сайт) создается
специальный раздел (рубрика).
На официальном сайте размещаются сведения о реализуемых
персонализированных программах наставничества педагогических работников,
базы наставников и наставляемых, лучшие практики реализации
персонализированных программ наставничества педагогических работников,
федеральное, региональное, муниципальное законодательство и локальные
нормативные акты, регулирующие деятельность в сфере наставничества
педагогических работников, методические рекомендации, новости и анонсы
мероприятий и программ наставничества педагогических работников в
образовательной организации и др.
8.2. Результаты персонализированных программ наставничества
педагогических работников в образовательной организации публикуются
после их завершения.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение вступает в силу со дня утверждения
руководителем образовательной организации.
9.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения
в соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными
актами Российской Федерации, Калужской области и вновь принятыми
локальными нормативными актами образовательной организации.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».