МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «МАЛЫШОК», Г. ТАРУСА ТАРУССКОГО РАЙОНА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИНЯТО на педагогическом совете МКДОУ д/с «Малышок» Протокол № 4 от 29.05.2024г. Утверждено Заведующей МКДОУ д/с «Малышок» Приказ № 28 –А от 03.06.2024г. . Положение о внутренней системе оценки качества образования МКДОУ д/с «Малышок» г. Таруса, 2024г. 1. Общие положения 1.1. Положение о внутренней системе оценки качества образования МКДОУ д/с «Малышок» (далее – Положение) определяет цели, задачи и механизмы функционирования внутренней системы оценки качества образования в Муниципальном казённом дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Малыщок» (далее – детский сад). 1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другим законодательством в сфере образования, в том числе федеральной образовательной программой дошкольного образования, федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФОП), а также локальными нормативными актами детского сада. 1.3. В Положении используются следующие термины: внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) – комплекс мероприятий, проводимых с целью определения качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся в детском саду; может быть инструментом мониторинга качества дошкольного образования, проводимого Рособрнадзором. документы ВСОКО – совокупность информационно-аналитических продуктов контрольно-оценочной деятельности детского сада, проводимой в рамках ВСОКО; мониторинг – системное, протяженное во времени наблюдение за управляемым объектом, которое предполагает фиксацию состояния наблюдаемого объекта на «входе» и «выходе» периода мониторинга. Мониторинг обеспечивается оценочнодиагностическим инструментарием и имеет заданную траекторию анализа показателей наблюдения; оценка/оценочная/контрольно-оценочная процедура – совокупность мероприятий, направленных на установление степени соответствия фактических показателей планируемым или заданным, в том числе в рамках образовательной программы; ООП/ООП ДО – основная образовательная программа дошкольного образования (образовательная программа дошкольного образования); образовательная программа – ООП, адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (АООП ДО) и образовательная программа дополнительного образования. 2. Цели, задачи, принципы ВСОКО 2.1. Цель ВСОКО – установить соответствие качества дошкольного образования в детском саду, в том числе качества ООП, условий реализации ООП и качества подготовки обучающихся, требованиям действующего законодательства РФ в сфере образования. 2.2. Задачи ВСОКО: определение соответствия качества подготовки обучающихся федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, ФОП; выявление уровня образовательных достижений обучающихся; анализ полученной информации, выявление факторов, влияющих на качество образования в детском саду; формирование документов ВСОКО для принятия управленческих решений, направленных на повышение качества образования в детском саду. 2.3. Основными принципами ВСОКО в детском саду являются: принцип объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; принцип открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; 2 принцип доступности информации о состоянии и качестве образования для участников образовательных отношений; принцип оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); принцип взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей; принцип соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в детском саду. 3. Организация ВСОКО 3.1. В рамках ВСОКО оценивается: качество образовательных программ; качество условий реализации образовательных программ, в том числе инфраструктура детского сада и ее доступность для детей с ОВЗ и инвалидностью; динамика развития и образовательные результаты обучающихся; удовлетворенность потребителей качеством образования. 3.2. Оценочные процедуры ВСОКО группируются по следующим направлениям: качество образовательных программ; развитие воспитанников; характеристики работников (кадровые ресурсы); организация обучения и воспитания; инфраструктура детского сада; открытость и взаимодействие; документирование и управление. 3.3. Система оценки качества дошкольного образования в рамках реализации АОП ДО: сфокусирована на оценивании психолого-педагогических и других условий реализации АОП ДО в пяти образовательных областях, определенных ФГОС ДО; учитывает образовательные предпочтения и удовлетворенность дошкольным образованием со стороны семьи ребенка; исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы детского сада; исключает унификацию и поддерживает вариативность форм и методов дошкольного образования; способствует открытости по отношению к ожиданиям ребенка с ОВЗ, семьи, педагогических работников, общества и государства; включает как оценку педагогическими работниками детского сада собственной работы, так и независимую профессиональную и общественную оценку условий образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации; использует единые инструменты, оценивающие условия реализации АОП ДО, как для самоанализа, так и для внешнего оценивания. 3.4. Направления оценочной деятельности ВСОКО могут меняться в соответствии с приказом заведующего. 3.5. Для контроля исполнения оценочных процедур ВСОКО назначается ответственный работник на основании приказа заведующего. 3.6. Ответственный за контроль исполнения оценочных процедур ВСОКО: обеспечивает функционирование ВСОКО в детском саду в соответствии с локальными актами; участвует в организации проведения оценочных процедур локального, муниципального, регионального, федерального уровней; обеспечивает объективность проведения оценочных процедур; 3 обеспечивает достоверность информации, представляемой в итоговых документах ВСОКО; участвует в разработке управленческих решений в рамках своей компетенции на основе результатов оценочных процедур ВСОКО. 3.7. Для проведения оценочных процедур ВСОКО назначаются работники на основании приказа заведующего. 3.8. Функционал исполнителей и сроки оценочных процедур ВСОКО определяются ежегодно приказом заведующего. 3.9. Функционал исполнителей оценочных процедур ВСОКО может включать в себя: разработку проектов локальных актов, которые регулируют функционирование ВСОКО в детском саду; проведение оценочных процедур ВСОКО по плану-графику, утверждаемому приказом заведующего; сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии качества образования в детском саду; оформление документов ВСОКО, в том числе итоговых; предложение управленческих решений по повышению качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО. 3.10. Оценочные процедуры ВСОКО включаются в годовой план работы детского сада. 4. Реализация ВСОКО 4.1. Оценочные процедуры ВСОКО проводятся с использованием подходящего инструментария, который разрабатывается детским садом самостоятельно. 4.2. В инструментарий ВСОКО могут входить инструменты мониторинга и оценки качества дошкольного образования, используемые федеральными, региональными и муниципальными органами власти (формы, оценочные листы, анкеты, отчеты и др.). 4.3. Ответственный за контроль исполнения оценочных процедур ВСОКО следит за актуальностью инструментария ВСОКО в детском саду в том аспекте, чтобы применение данного инструментария позволило получить достоверные, объективные результаты ВСОКО, позволяющие оценить выполнение требований действующего законодательства РФ. 4.4. Инструментарий ВСОКО детского сада включает в том числе: листы оценки образовательных программ (на примере листа оценки ООП ДО, приведенного в приложении 1); планы-графики ВСОКО и разных видов контроля, других оценочных процедур (на примере плана-графика контроля реализация ООП ДО, приведенного в приложении 2); диагностические карты оценки развития воспитанников (на примере диагностической карты оценки социально-коммуникативного развития воспитанников старшей группы, приведенной в приложении 3); чек-листы инфраструктуры детского сада (на основе примерных перечней оборудования и средств обучения, направленных письмом Минпросвещения России от 13.02.2023 № ТВ-413/03); карты контроля соблюдения требований законодательства к различным видам деятельности детского сада (на примере карты контроля состояния прогулочного участка, приведенной в приложении 4); анкеты для родителей (законных представителей) воспитанников и работников детского сада (на примере анкеты удовлетворенности родителей качеством деятельности детского сада, приведенной в приложении 5). 4.5. Примерный алгоритм выполнения оценочной процедуры ВСОКО включает следующие действия: сбор информации с помощью инструментария ВСОКО; 4 анализ и обработка полученных данных, сопоставление с нормативными показателями; рассмотрение полученных результатов на педагогическом совете детского сада; выявление влияющих на качество образования факторов, принятие управленческих решений по устранению отрицательных последствий. 5. Итоговые документы ВСОКО 5.1. Исполнители оценочных процедур ВСОКО готовят итоговые документы ВСОКО по итогу проведения каждой оценочной процедуры. 5.2. Конкретные виды итоговых документов ВСОКО ежегодно утверждается приказом заведующего. 5.3. Итоговые документы ВСОКО включают в том числе: схемы; графики; таблицы; диаграммы; справочно-аналитические материалы (справки, отчеты, докладные записки), содержащие констатирующую часть, выводы и конкретные, реально выполнимые рекомендации с указанием сроков исполнения и ответственных исполнителей. 5.4. Данные итоговых документов ВСОКО могут использоваться для составления ежегодного отчета о результатах самообследования деятельности детского сада. 5 Приложение 1 к положению о внутренней системе оценки качества образования МБДОУ Детский сад № 3 Лист оценки качества ООП ДО № п/п Показатель Выполнение Примечание 1. Соответствие структуры и содержания ООП требованиям ФГОС ДО 1.1 Целевой раздел Да 1.1.1 Пояснительная записка Да 1.1.1.1 Цели и задачи реализации программы Да 1.1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы Да 1.1.1.3 Значимые для разработки и реализации ООП характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста Да 1.1.2 Планируемые результаты освоения программы Да 1.1.2.1 Целевые ориентиры в младенческом возрасте Да 1.1.2.2 Целевые ориентиры в раннем возрасте Да 1.1.2.3 Целевые ориентиры на этапе завершения освоения ООП Да 1.1.2.4 Целевые ориентиры для детей с ОВЗ Да 1.2 Содержательный раздел Да 1.2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях Да 1.2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы Да 1.2.3 Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (при наличии) Да 1.2.4 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик Да 1.2.5 Способы и направления поддержки детской инициативы Да 1.2.6 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Да 1.2.7 Иные характеристики содержания ООП, наиболее существенные с точки зрения авторов Да 1.3 Организационный раздел Да 1.3.1 Описание материально-технического обеспечения ООП Да 6 Детей с ОВЗ в ДС нет Детей с ОВЗ в ДС нет, детей, нуждающихся в коррекции нет 1.3.2 Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания Да 1.3.3 Распорядок и/или режим дня Да 1.3.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Да 1.3.5 Особенности организации развивающей предметнопространственной среды Да 1.4 Дополнительный раздел Да 1.4.1 Краткая презентация ООП: Да 1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована ООП, в том числе категории детей с ОВЗ; 2) ссылка на федеральную программу; 3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей 1.5 Обязательная часть ООП Да 1.5.1 Соответствует ФОП и оформлена в виде ссылки на нее Да 1.5.2 Содержание и планируемые результаты ООП не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФОП Да 1.6 Часть ООП, формируемая участниками образовательных отношений Да 1.6.1 Парциальные образовательные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках Да 1.6.2 Методики, формы организации образовательной работы Да 2. Соответствие рабочей программы воспитания ФОП ДО 2.1 Пояснительная записка (опционно) Да 2.2 Целевой раздел Да 2.3 Содержательный раздел Да 2.4 Организационный раздел Да 7 Детей с ОВЗ в ДС нет Приложение 2 к положению о внутренней системе оценки качества образования План-график тематического контроля «Реализация ООП ДО» Группа / Мероприятия контроля / даты Ответственны 05.02.2024 06.02.2024 07.02.2024 й №1 Выборочна я диагностик а детей Анализ результатов диагностик и, сравнение их с результатам и предыдуще й диагностик и Оценка развивающей предметнопространственн ой среды. 08.02.2024 09.03.2024 Анализ плана Анкетирован воспитательно- ие образовательно родителей й работы Посещение занятий Старший Старший Ответственны Старший воспитател воспитатель воспитатель, е ь заведующий 8 Старший воспитатель Воспитатели групп Приложение 3 к положению о внутренней системе оценки качества образования Система обозначений Система обозначений Символическая Расшифровка Например: «Х» – низкий уровень достижения ребенком нормативного показателя; «?» – неполное достижение; «√» – ребенок достиг запланированного показателя Диагностическая карта социально-коммуникативного развития воспитанников старшей группы Показатели социально-коммуникативного развития Ф.И.О. воспитанника 1. Сфера социальных отношений Положительная самооценка ребенка, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником Имеет опыт применения разнообразных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками, социально-значимой активности Способен распознавать свои переживания и эмоции окружающих, осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях и обосновывать свои намерения и ценностные ориентации Понимает и учитывает интересы и чувства других; договаривается и дружит со сверстниками; разрешает возникающие конфликты конструктивными способами Имеет привычки культурного поведения и общения с людьми, знает правила поведения в общественных местах 2. Область формирования основ гражданственности и патриотизма Имеет патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям Имеет представления о государственных праздниках, чувство гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства Знает цели и практики волонтерства в России, участвует в социальных 9 акциях, волонтерских мероприятиях в ДОО и в населенном пункте Имеет интерес к населенному пункту, в котором живет, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего; участвует в праздновании событий, связанных со своим местом проживания 3. Сфера трудового воспитания Имеет ценностное отношение к труду взрослых Имеет представления о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий Сформированы элементы финансовой грамотности, осознания материальных возможностей родителей, ограниченности материальных ресурсов Имеет интерес и проявляет самостоятельность в разных видах доступного труда, умеет включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками Умеет сотрудничать в совместном труде Проявляет ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи 4. Область формирования безопасного поведения Имеет представление об опасных для человека ситуациях в быту, в природе и способах правильного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства Относится осторожно и осмотрительно к потенциально опасным для человека ситуациям в общении, в быту, на улице, в природе, в интернет 10 Приложение 4 к положению о внутренней системе оценки качества образования Карта контроля состояния прогулочного участка Дата: 08.08.2024 Проверку проводил: Старший воспитатель Куляк Л.Н. Вопросы контроля Критерии оценки Выполняется Надежное крепление всего оборудования Х Проведение своевременной уборки участка (от мусора, при наличии): Х Выполняется с нарушениями Не выполняется утро обед Х Мытье веранд: Х утро обед Х Наличие песка в песочнице Х Полив песка в песочнице (горячей водой): Х утро обед Х Наличие укрывного материала для песочницы Х Полив участка (в жаркую погоду при необходимости): Х утро обед Чистота выносного материала (своевременное мытье игрового оборудования) Х Х 11 Приложение 5 к положению о внутренней системе оценки качества образования Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в анонимном опросе и оценить качество деятельности нашей дошкольной образовательной организации за 20……… год. Для этого Вам необходимо выбрать варианты ответов на предложенные вопросы. Ваши ответы помогут нам скорректировать недочеты и организовать работу на более высоком уровне. <...> 12