МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «МАЛЫШОК», Г. ТАРУСА ТАРУССКОГО РАЙОНА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом МКДОУ д/с «Малышок» протокол № 4 от 29.05.2024г. Заведующий МКДОУ д/с «Малышок» Приказ № 28-А от 03.06.2024г. Положение о проведении педагогической диагностики достижения воспитанниками МКДОУ д/с «Малышок» планируемых результатов освоения ОП ДО Г. Таруса, 2024г. 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о проведении педагогической диагностики достижения воспитанниками планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования МКДОУ д/с «Малышок» (далее – положение) разработано на основании: Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990); Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; приказа Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»; приказа Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; образовательной программы дошкольного образования МКДОУ д/с «Малышок» (далее – ОП ДО); Уставом МКДОУ д/с «Малышок» (далее – ДОО). 1.2. Вопрос о проведении педагогической диагностики воспитанников, формах ее организации и методах решает непосредственно ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО И ФОП ДО. 1.3. Педагогическая диагностика представляет собой систематический сбор, анализ и хранение данных об индивидуальном развитии воспитанников ДОО, что обеспечивает своевременную корректировку образовательного процесса. 1.4. Педагогическая диагностика достижений воспитанниками ДОО планируемых результатов освоения ОП ДО (далее – педагогическая диагностика) направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 1.5. В рамках педагогической диагностики педагоги ДОО проводят оценку индивидуального развития детей и анализируют освоение ими содержания пяти образовательных областей: физическое развитие; социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие. 1.6. Проведение педагогической диагностики воспитанников ДОО не требует согласия их родителей (законных представителей). 1.7. При необходимости квалифицированные специалисты ДОО (педагог-психолог) проводят психологическую диагностику развития детей с целью выявить и изучить 2 индивидуально-психологические особенности воспитанников, выявить психологическую готовность к школе. 1.8. Участие воспитанников ДОО в психологической диагностике допускается только с согласия их родителей (законных представителей). 1.9. Результаты психологической диагностики специалисты ДОО используют для решения задач психологического сопровождения и оказания адресной психологической помощи. 2. Основные цели, задачи и принципы педагогической диагностики 2.1. Цель педагогической диагностики – оценить индивидуальное развитие детей и получить информацию об успешности освоения ими ОП ДО. 2.2. Задачи: выявить особенности и динамику индивидуального возрастного развития каждого ребенка; составить на основе результатов диагностики индивидуальные образовательные маршруты освоения ОП ДО; скорректировать планирование, содержание и организацию образовательной деятельности, совершенствовать РППС; оптимизировать работу с группой детей. 2.3. Принципы педагогической диагностики: принцип последовательности и преемственности – на начальном этапе освоения детьми ОП ДО, а также при переходе их в следующую возрастную группу педагоги применяют критерии и методы педагогической диагностики с учетом возраста детей и усложнения образовательных задач и содержания образовательной деятельности; принцип доступности – результаты педагогической диагностики доступны родителям (законным представителям) воспитанников и педагогам, которые непосредственно с ними работают, но не подлежат внешнему контролю, а в остальных случаях используются только в обобщенном виде и не подлежат внешнему контролю; принцип научности – в ходе педагогической диагностики педагоги выбирают изучаемые показатели, диагностические методы, сроки и организацию обследования на основе научных исследований; принцип этичности – педагоги проводят педагогическую диагностику с соблюдением этических норм и правил; принцип оптимальности – педагоги организуют педагогическую диагностику без нарушения режима пребывания детей в детском саду и минимальными усилиями получают достаточное количество диагностической информации; принцип системности и непрерывности – педагогическая диагностика проводится в установленные сроки на протяжении всего периода пребывания детей в детском саду; принцип динамичности – диагностический инструментарий, который применяют педагоги, позволяет в установленные сроки провести педагогическую диагностику. 3. Организация проведения педагогической диагностики 3 3.1. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) воспитанников: позволяет фиксировать уровень актуального развития воспитанников и оценивать их динамику; учитывать зону ближайшего развития воспитанников по каждому из направлений; позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы и при этом учитывать возрастные закономерности развития на основе оценки изменений деятельности воспитанника; учитывает представленные в ОП ДО целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей. 3.2. Педагогическая диагностика осуществляется во всех возрастных группах: стартовая диагностика – на начальном этапе освоения ребенком ОП ДО в зависимости от времени, когда он поступил в ДОО, и с учетом адаптационного периода – в течение двух месяцев; в начале и в конце учебного года (финальная диагностика) – на завершающем этапе освоения ОП ДО в каждой конкретной возрастной группе с целью определения динамики развития детей; по запросу родителей (законных представителей) ребенка. 3.3. Периодичность педагогической диагностики – два раза в год (педагоги фиксируют в октябре-ноябре и апреле-мае). 3.4. При анализе показателей возрастного развития детей используйте универсальные маркеры: • 0 – показатель не сформирован; • 1– показатель сформирован на низком уровне; • 2 – показатель сформирован на среднем уровне; • 3 – показатель сформирован на высоком уровне. Результаты обследования заносятся в диагностическую карту, педагог ставит баллы каждому ребенку по каждому критерию, соотнося умения ребенка с оценочными характеристиками. Получившиеся баллы суммируются, выводится средний результат. 3.5. Распределение функций при проведении педагогической диагностики воспитанников ДОО: старший воспитатель обеспечивает условия для проведения объективной оценки индивидуального развития детей: помогает выбрать диагностический инструментарий, консультирует педагогов, которые испытывают сложности в проведении педагогической диагностики и анализе ее результатов; специалисты ДОО (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель - логопед) проводят педагогическую диагностику по своему направлению развития воспитанников, педагог-психолог – психологическую диагностику при необходимости; анализируют результаты диагностики и определяют задачи работы с детьми, в том числе индивидуальной, коррекционной; воспитатели проводят оценку индивидуального развития детей в своих возрастных группах, анализируют результаты педагогической диагностики и определяют задачи работы с детьми, в том числе индивидуальной. 4 3.6. Педагогическая диагностика воспитанников ДОО осуществляется с помощью малоформализованных методов диагностики: наблюдение, беседы, анализ продуктов детской деятельности, специальные диагностические ситуации. 3.7. Продолжительность обследования соответствует возрасту детей и требованиям СанПиН от 10 до 25 минут. В период проведения воспитателем педагогической диагностики, другая образовательная деятельность не проводится. 3.8. На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги проектируют образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы и планируют индивидуальную траекторию развития по образовательным областям обучающихся с особыми образовательными потребностями. 3.9. В конце учебного года проводится финальная педагогическая диагностика, сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года с целью определить эффективность педагогических воздействий. По результатам педагогической диагностики с учетом выявленных проблем проводится проектирование педагогического процесса на новый учебный год, а также организация методической работы с педагогами. 3.10. Результаты педагогической диагностики заносятся в специальную диагностическую карту, где горизонтальные ячейки помогают «увидеть» общую ситуацию конкретного ребенка, а вертикальные ячейки отражают картину всей группы в целом. В результате анализа данных происходит планирование дальнейшей педагогической работы. По результатам педагогической диагностики воспитатели и специалисты ДОО, составляют аналитические справки, которые предоставляют старшему воспитателю. 4. Инструментарий педагогической диагностики 4.1. Для проведения педагогической диагностики педагоги и специалисты ДОО используют карты диагностики развития воспитанников от 2 до 7 лет: составленные в соответствии с ФОП ДО. 4.2. В качестве основных методов, которые позволяют выявить степень освоения воспитанниками ОП ДО и оценить уровень их развития, используются: наблюдение, которое дополняется свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок; диагностические беседы; диагностические ситуации, включенные в образовательный процесс и режимные моменты; анализ продуктов деятельности детей; диагностические беседы с родителями. 4.3. Наблюдение осуществляется педагогами во всех естественно возникающих образовательных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода детей в ДОО и ухода из него. 5. Ответственность работников, осуществляющих педагогическую диагностику 5.1. Педагоги ДОО несут ответственность: 5 за тактичное отношение к каждому ребенку во время проведения диагностических мероприятий, создание для каждого воспитанника ситуации успеха; ознакомление с итогами обследования воспитанников соответствующих должностных лиц (в рамках их должностных полномочий); соблюдение конфиденциальности; качество проведения обследования воспитанников; доказательность выводов по итогам диагностики воспитанников; оформление соответствующей документации по итогам проведения диагностических мероприятий в установленные сроки. 6. Контроль 6.1. Контроль проведения и объективности оценки индивидуального воспитанников ДОО осуществляет старший воспитатель посредством: ежедневного текущего контроля; тематического контроля; оперативного контроля. развития 6.2. В рамках контроля старший воспитатель организует посещение групп и анализ образовательной деятельности, режимных моментов, обсуждение результатов с педагогами. 7. Документация 7.1. Педагоги, которые осуществляют педагогическую диагностику: заполняют диагностические карты по пяти образовательным областям на начало и конец учебного года; проводят анализ по каждой образовательной области и составляют аналитическую справку по результатам педагогической диагностики воспитанников своей группы; в установленные сроки предоставляют аналитические справки старшему воспитателю, который обобщает результаты педагогической диагностики воспитанников ДОО; на начало учебного года разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты, план индивидуальной работы с детьми, программы работы с одаренными воспитанниками и детьми с особыми образовательными потребностями (при необходимости). 7.2. Диагностические карты хранятся у педагогов, аналитический материал – в методическом кабинете. 7.3. Карты оценки индивидуального развития детей, протоколы, записи в ходе педагогической диагностики являются рабочими материалами педагогов и не подлежат проверке. Их форму и способ ведения выбирает ДОО и закрепляет локальными актами. 6